Меню сайта

Категории раздела
новости 2017 [11]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт воспитателя МБДОУд/сОВ №4 Бельчаковой Оксаны Николаевны


Четверг, 2024-05-16, 10:13 AM
Главная » 2018 » Июнь » 12 » Методический час «Диагностика затруднений и оказание методической помощи педагогам в образовательной деятельности»
4:56 PM
Методический час «Диагностика затруднений и оказание методической помощи педагогам в образовательной деятельности»

Педагог-психолог Бельчакова О.Н.

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает

возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

   Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным

к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают педагога

на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот педагог, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. (К.Д.Ушинский)

Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу

с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:

Что обеспечивает успех моей деятельности?

Что влияет на ее результат?

Какова цель моего педагогического труда?

Каков должен быть результат? Как его измерить?

Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности

в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть

с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической

и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь педагогам сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования.

Педагогу предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.

С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность.

Сам план может состоять из четырех разделов:

Основные вопросы для изучения

1.Этапы работы над материалом по определенным вопросам

2.Практический выход (доклад, занятие, методическая разработка)

3.Где, когда и как реализуется

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

 

 

Алгоритм работы педагога по самообразованию может быть следующим:

1.Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям

2.Разработка плана по самообразованию

3.Определение источников информации

4.Изучение теоретических источников

5.Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка

и проведение открытых уроков, мероприятий)

6.Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности

и объективная оценка ее результатов

7.Подготовка отчета по теме самообразования

8.Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Критерии эффективности самообразования.

1.Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2.Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

3.Имеет место научная обоснованность плана

4.Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

5.Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

6.Наблюдается положительная динамика результатов деятельности

7.Очевиден интерес педагога к продолжению самообразования

8.Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

9.Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

10.Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

11.Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Задача руководителей – создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования педагога, а также способствовали формированию мотивации достижения успеха. Одним из таких средств является карта профессионального роста, обязательная для ведения всеми педагогами общеобразовательных учреждений в районе. Благодаря заполнению карты профессионального роста администрация школы, методисты, педагоги могут проследить зависимость качества знаний по предмету от участия в методической работе.

Если все проводимые мероприятия не приносят должного результата, то методические службы советуют руководителям оказывать «Адресную помощь» педагогам с низким уровнем профессиональной компетенции.

Для подведения результатов методической работы за учебный год в районе предполается ввести технологию рейтинговой оценки работы методической службы. Она проводится с целью совершенствования содержания и технологий образования (это предполагает качественное выполнение государственных стандартов, переход к 11-ти летнему обучению, внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса) и повышения эффективности управления в системе образования района (проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы).

Введение данной технологии позволит:

Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изменения в деятельности методических служб.

Во-вторых, проводить измерение и, соответственно, оценку текущего состояния деятельности, как на школьном, так и на районном уровне.

В-третьих, проводить не только нормативный, но и динамический анализ, позволяющий отслеживать динамику изменения показателя во времени.

Для этого разработана форма отчетности и инструкция по заполнению.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного педагогом образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога

Самообразование педагогов будет продуктивным если:

  • * процессе реализуется потребность педагога к собственному развития и саморазвитию;
  • * владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений;
  • * обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получение теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой-самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
  • * профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • * обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • * взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Примерный план изучения вопросов самообразования педагога

 

  1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала, какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учащихся).
  4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами отдела образования).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
  6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
  7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней, какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
  8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

Алгоритм написания плана по самообразованию

  1. Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив школы, ДОУ.
  2. Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении образования.
  3. Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.

3.1. Повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов-организаторов;

  1. Изучение нормативных документов по воспитательной работе;
  2. Изучение методических материалов по теме самообразования;
  3. Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
  4. Посещение семинаров, методических объединений;
  5. Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.
  6. Прохождения курсов повышения квалификации.
  7. Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий.
  8. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ.
  9. Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях;
  10. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;
  11. Пути решения проблем;
  12. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными учреждениями воспитания и обучения.
  13. Самоанализ и самоконтроль.
  14. Отчеты по самообразованию.
  15. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов-организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание авторских проектов или программ и др.);
  16. Создание портфолио педагога.

 

Индивидуальный план по самообразованию на _______ год

 

Педагог-психолог, социальный педагог_____________________________________

Категория ______________________________________________________________

Учреждение ______________________________________________________________

Образование (когда, какое учреждение закончил)___________________

Обучение на курсах _______________________________________

Когда по какой теме _______________________________________

Индивидуальная тема по самообразованию (допускается разработка плана от 1 до 3 лет)_____________

Цели и задачи самообразования по теме ____________________________

Когда начата работа над темой, срок ее завершения _____________________________________________

Предполагаемый опыт изучения___________________________

Изучение передового опыта коллег (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий)____________________________________________________________________

Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, участие в конференциях и мероприятиях) __________________________________________________________

Практические выходы (планы – конспекты уроков, мероприятий, доклады, рефераты) __________________________________________________________________________________

Когда и где выступал с сообщением о личном педагогическом опыте ______________________________________________________________

Изучаемая литература по теме _____________________ по окончании срока темы самообразования

_______________________________________________________________________________________

 

 

 

План отчёта по самобразованию

педагога-психолога, социальногои педагога ______________________________за 20__ - 20__ уч.г.

1.Литература, изученная по данной проблеме:___________________________________ _

2.Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях по темам: __________________________

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования_____

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________

б) какой результат достигнут?_________________________________________________________

5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:

а) составление каталога литературы ____________________________________________

б) обобщение диагностического материала ___________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________

г) обобщение опыта ______________________________________________________________

другое________________________________________________________

 

План по самообразованию на ______г.

Педагог ___________________________________________________________

Тема:____________________________________________________________________________________

 

№ п/п

План

самообразования

Используемая

литература

Форма

отчета

Возникшие

проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлялось творческое сотрудничество: с методистом, психологом, научным руководителем, с другими педагогами (подчеркнуть).

Нерешенные проблемы:________________________________________

Тема самообразования на следующий год_________________________

 

Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)

1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

ознакомление с литературой;

ознакомление с нормативно-правовыми документами;

изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

составление картотеки литературных источников;

выписки из литературных источников.

3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

обоснование выбора темы;

актуальность и новизна;

выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

формулирование цели и задач работы;

разработка календарного плана индивидуальной работы.

4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7.Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Рекомендации по выбору темы по самообразованию

 

В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.

Цели самообразования:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • расширение педагогических и психологических знаний
  • углубление знаний по методике учебных предметов;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • повышение общего культурно уровня учителя.

Для молодых специалистов:

  • адаптация педагогической деятельности,
  • осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
  • обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.

Для учителей, которые работают больше 5 лет:

  • усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
  • овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
  • формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
  • применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих педагогов:

  • актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • развитие исследовательской деятельности.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

  • актуальность;
  • учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
  • тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Функции самообразования:

ü компенсация недостатков полученного образования;

ü постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;

ü непрерывное развитие творческого потенциала личности.

Традиционные методы самообразования

1. Самостоятельная работа с литературой:

  • знание источника информации;
  • умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;
  • оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности;

2. Самостоятельные тренинги и упражнения.

3. Самостоятельные практические задания:

  • разработка заданий для дальнейшего самообразования;
  • шлифовка профессиональных качеств;
  • проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации.

4. Отношение:

  • с коллегами;
  • получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы района, научных сотрудников.

 

 

Использованная литература

1. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65

2. Бабкина, Т.А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых/

6. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.-С. 20

7. Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.-2005.-№7

8. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126

9. Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52

10. Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66

11. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.

 

 

 

Категория: новости 2017 | Просмотров: 274 | Добавил: galyamykolyuk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Belchakova © 2024 uCoz