Мастер – класс для воспитателей по математике по теме: «Сокровищница страны великой Математики».
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс с вами проведу я - воспитатель старшей группы «Семицветик» Бельчакова Оксана Николаевна. Что такое мастер - класс? Плюсов много. Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Игра, сделанная своими руками уникальна, индивидуальна. Плюс второй - возможность совместного творчества вместе, с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости. Плюс третий - идет мощное развитие способностей по разным направлениям. На мастер – классе вы получите информацию, приобретёте полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать себя в новом, интересном деле. А кто-то – может найти свое призвание или хобби. Тема мастер-класса «Cокровищница страны великой Математики». Сегодня я покажу и расскажу о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное математическое многофункциональное панно, дидактические игры - тренажоры. Итак, приглашаю вас в гости. Воспитатель - Математика Здравствуйте. Рада видеть всех, кто нашёл время, побывать у меня в гостях – царицы Математики! Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много всего. И я очень хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами. Вот волшебная страна, Всем известна нам она. Цифры, числа тут живут, Чудеса нас скоро ждут. 1 часть Представляю вам игровое многофункциональное дидактическое пособие «Математическая карусель» — вырезаем круг из поролона, обшиваем цветной тканью. Кармашки делаем из листов для бейджика, наклеиваем на двухсторонний скотч, по центру устанавливаем часики со стрелкой, картинки ламинируем. Новизна и оригинальность пособия в том, что оно объединяет в себе несколько моделей: часы, сутки, неделя, год, величина; можно использовать в разных образовательных областях. Игровое пособие представляет собой модель часов, внутренний круг которых отражает модель часов с двумя стрелкам; модель суток — поделен на четыре сектора, средний круг – дни недели (семь секторов с цветами радуги), внешний круг модель года (двенадцать секторов окрашенные в оттенки цветов, характерные для времен года), по внешнему кругу на липучках расположены атласные ленты, разные по цвету, ширине, длине. Модель 1. Знакомство с « Величиной». Отгадайте загадку: «Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит не выбежит» ( река). Найдите на панно предметы, которые помогут вам изобразить волны, течение воды (ленты). Предлагаю педагогам изобразить волны; сравнить ленты –чья длиннее –короче, шире – уже, по цвету. В нашей реке плавают рыбы в форме геометрических фигур. Давайте назовём цвет, форму, а ленты превратим в плавники. Молодцы. Модель 2. Знакомство с часами. Игра: « Часики». Цель: Закрепить понятия: 24 часа – сутки (день), 1 час – 60 минут, 1 минута – 60 секунд. Знакомство с циферблатом, видами часов. Материал: циферблат часов, картинки разных видов часов, картинки, изображающие разные виды деятельности детей в определённое время. Время движется вперёд, вместе с ним малыш растёт. Видишь стрелочки – усы, это тикают часы. Стрелки крутятся по кругу, жить не могут друг без друга. Маленькая учит нас понимать который час. А большая стрелка тут, чтоб узнать число минут. Посмотри на циферблат – цифры выстроились в ряд. Модель 3. Знакомство с частями суток. Игра: «Распорядок дня». Цель: Закрепить части суток и их последовательность. Материал: картинки с действиями ребенка в разное время суток. Ребятам предлагается рассмотреть их и соотнести с соответствующими секторами на модели. Задаю вопросы педагогам: - Время суток, когда вставать пора и идти на работу (утро). - Время суток, когда всем пора спать (ночь). - Время суток, когда солнце садится, вас ждёт дома семья, а вы ещё на работе. (Вечер). - Время суток, когда солнце высоко. Вы с детьми играли, старались и немного проголодались (день). Молодцы. Модель 4. Знакомство с днями недели. Игра: «Неделя», «Рассели гномиков по дням недели». Цель: Закрепить названия и последовательность дней недели. Здесь живёт неделя. А в недели 7 дней, тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди. - Какой гном первым приходит в дом недели? (понедельник) В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом, Ели гномы помидор и болтали разный вздор. - А во вторник стало вдруг всё оранжевым вокруг, Ели гномы на обед семь оранжевых конфет. Гном Вторник любит всё оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд. - Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке. - Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления. - Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой. - Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты. - Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы. У гномов есть специальные часы «Семицветик. Игра: «Обозначь последовательность дней недели цифрами. Ребята находят домик гномика по цвету и обозначают цифрой в соответствии с днем недели. Педагогам предлагаю ответить на познавательные вопросы, например: — Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник). — Вот педагог заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник)». — Весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг). — А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница). — На шестой день мы не работали, потому что была … (суббота). — В субботу у нас субботник, а сегодня четверг. Через сколько дней, у нас субботник? (2 дня). — Конкурс «Воспитатель года закончился 3 дня назад. Сегодня пятница. Когда же закончился конкурс? (вторник). — Что раньше среда или понедельник? Модель 5 «Круглый год» Цель: Закрепить названия времён года, месяцев, их сезонные особенности и последовательность. Материал: картинки с сезонными особенностями и видами деятельности, карточки с названием времён года, месяцев и порядковым номером. Детям предлагается найти картинку со временем года или отгадать загадку и установить в соответствующий сектор на модели. Вопросы: Назови, из каких месяцев состоит зима, весна, лето, осень? «Какие времена года ты знаешь?», «Назови их по порядку начиная с зимы.», «Сколько месяцев в году?», «Назови их по порядку начиная с января.», «Найди на модели ноябрь», «Назови месяц, обозначенный голубым цветом», «Покажи на модели зимние, весенние месяцы», «Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает», «Распредели названия месяцев по порядку», «Обозначь осенние месяцы». Усложнение (для читающих детей) : Определи название месяца по буквам, словам СОН, ДЯФ, МАМ, ИИА. ( Педагоги отгадывают) Использую для индивидуальной работы маленькую модель «Круглый год». Игра « Вечный календарь» (для читающих детей)Гипсовая фигура, в виде коровы и 4 кубика – 1 название месяца, 2 – дни недели, 3-4- цифры. Модель 6 «Посчитай-ка» Цель: Закрепить навыки прямого и обратного счёта, умение выполнять арифметические действия. Игры «Состав числа», «Больше –меньше», « Составь пример, задачу», «Какой знак пропущен». 2 часть В моей стране великой Математики живут гномы – мастера «Неделька». Они умело мастерят математические игры, а кто приходит в гости к ним - одаривают их своими математическими сокровищами. Вот и сегодня гномы ждут вас, чтобы поделиться секретом мастерства игр. Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в гномов – мастеров. Согласны? Cпасибо. Приглашаю для проведения мастер – класса семь педагогов. Гномы –«Неделька» передают вам волшебные разноцветные ленты – шарфики. (подношу на обруче разноцветные ленты и предлагаю выбрать понравившуюся по цвету ленту и завязать её на шее бантом). А отправимся мы в мастерскую- сокровищницу страны великой Математики на математической карусели. Прошу занять места. Семь педагогов – гномов становятся по кругу, друг за другом. Ножкой топнем, по плечу соседу хлопнем. За ленточки возьмёмся, кружок прокатнёмся. Скажем «Ах» и окажемся в гостях. Воспитатель - Математика: Педагоги, мы с вами попали в страну Великана. У него в этом году уродился отличный горох. Давайте мы с ним поиграем. (подношу педагогам корзину и предлагаю взять по одной зеленой «горошине») Пальчиковая игра с горохом (в игре используются шары из сухого бассейна, которые педагоги по ходу игры передают по кругу). Пальчик, пальчик мой хороший, Крепко ты сожми горошек. Покрути и покатай И другому передай. (2-3 раза) У кого тут хмурый вид? Что – ли голова болит? Боль прогонит сей – же час. Антистрессовый массаж. А теперь повернулись друг за другом и лёгкими движениями похлопываем горошинами по спине соседу. Что в горбу? Денежки! Кто копил? Дедушка! Сколько? 1,2,3,4,5 ( и в другую сторону). Молодцы. Немного размялись, настроение прекрасное. Отправляемся в мастерскую и занимаем свои «рабочие» места. В моем математическом арсенале есть, а что – отгадайте загадку: Маленький, круглый, в компьютер вставляется, тут же музыка появляется. Гномы любят слушать его, когда работа ладится у них лучше всего! Музыкальный диск. Делим диск на 4 части двумя полосками крест накрест, украшаем их цветными паетками. Для написания цифр используем маркер, фломастер и влажную салфетку для удаления надписи. Начинаем играть. «Состав числа», «Напиши пример», «Ориентируемся на диске». Для игр можно использовать фасоль, кукурузу, семечки. «Сокровищница волшебных палочек» Игра: «Посчитай на ощупь» Берем 10 палочек для мороженого, внизу каждой палочки пишем цифру, а вверху наклеиваем предметы, количество которых соответствует написанной цифре на палочке. Игра: «Счетный тренажер». Это деревянная палочка с приклеенной на неё магнитной полоской. Благодаря такой конструкции скрепки не падают. А задания могут быть разные. Можно с помощью такого тренажера моделировать задачи, решать примеры, закреплять счетные навыки.И моторика развивается, и математические знания! Загадка про прищепку. Утром гномы постирали, И бельё на верёвку повесили сами. Бельё прижали отдельными зубами, Они наверное, встречались уже с вами? «Сокровищница волшебных прищепок» Игры: «Составь пример», «Больше-меньше». Для игры потребуются деревянные, пластмассовые прищепки с цифрами и деревянные палочки со знаками. Цифры и знаки наносим маркером. Варианты игры разнообразны. Можно взрослому составить примеры, а дети решают и ставят прищепку – ответ или наоборот. И моторика развивается, и математические знания! «Фигурный - конструктор» Можно использовать коктейльные трубочки, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Детям предлагается составить разные фигуры. Для детей постарше – конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу. « Варианты игр с фигурами». - Сделайте из полочек 2 треугольника. Сложите их так, чтобы получился квадрат. - Сделайте квадрат. Пристройте к треугольникам, чтобы получился прямоугольник. - Сделайте квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек нужно. - Сделайте круг так, чтобы он находился внутри прямоугольника. - Сделай круг и прямоугольник так, чтобы круг находился в прямоугольнике. - Дети выкладывают палочки по инструкции ведущего. Например, положите желтую палочку между красной и синей; над синей положите 5 зеленых палочек; под желтой – 4 красных и т. п. Игра «Кто самый внимательный» Понадобятся разноцветные палочки и карточки образцы. Ведущий предъявляет детям карточку в течении 1-2 минут, потом убирает и дети воспроизводят узор на столе. Игра «Дружная ладошка» Если новый ребёнок в группе или дети поссорились и надо подружиться, предлагаю с помощью бус выложить свои цветные ладошки, а потом поздороваться друг с другом и обняться. Загадка про стаканчики В солнечный, жаркий, летний денёк, гномы вышли гулять на лужок. Очень жаркая погода была, и жажда гномов одолела тогда. Бумажный рядом оказался друг, и гномы опять ожили вдруг. "Стаканчики"– это следующая моя математическая сокровищница. Игра: «Гусеничка» Понадобятся стаканчики с цифрами(цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры). Задание: - поставь стаканчики тпо порядку, в обратном порядке. Игра: «Башня» Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей. Игра «Прятки» Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти. Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру. Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил! А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки! Загадка про ложку Утром, вечером и днём собираются гномы за столом Ждёт их каша, суп, окрошка, а поможет есть им….ложка. Используем для игр одноразовые разноцветные ложки. Маркером наносим чётные и нечётные цифры и можно играть « Весёлый счёт», «Угадай число». «Знакомимся с математическими знаками». Наносим маркером на ложки математические знаки. Прокалываем горячим острым предметом конец ручки ложки, соединяем их тесьмой – и можно играть. Загадка про теннисный шарик. Любят гномы поиграть - шарик друг другу бросать. Шарик над столом порхает от ракетки убегает. Что за чудная игра это теннисная игра. Придумываем игры сами. «Игра со стаканчиком, ложкой и теннисным шариком». Два педагога стоят со стаканчиками в руках на одной стороне, а на другой стороне педагоги с ложками., которые находят цифру на теннисном шарике, соответствующую цифре на ложке. Кладут шарик на ложку и переносят его в стаканчик. Кто быстрее перенесёт в ложке шарики, тот и выиграет. Спасибо нашим педагогам – гномам за умелое мастерство. Сделанные игры вашими руками можете забрать с собой на память. И мне пора прощаться с вами, а вам возвращаться домой. Занимайте свои места. Ножкой топнем, в ладоши хлопнем. Вокруг себя повернёмся. Закроем глаза и в садик вернёмся. Рефлексия. - Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши. - Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами. - Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой. - Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь! Спасибо, вы все с честью выдержали испытание. Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Упражнение «Дружественная ладошка». Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.Участникам раздаются листки бумаги. Предлагаю: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания педагогами. - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент. Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни. Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути. Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого... Спасибо за внимание! Воспитатель МБДОУ д/с ОВ №4 Бельчакова Оксана Николаевна.
Из опыта работы. «Занимательная математика» Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В 2014-2015 учебном году я взяла тему для самообразования «Занимательная математика». Математика – это очень важная наука. Занимаясь математикой, ребенок всесторонне развивается как личность. Ребенок познает окружающий мир эмоционально – практическим путем. Именно игра привлекает наше внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А. Сухомлинский. Существует много различных видов игр, но именно дидактические игры помогают преодолеть трудности в обучении детей. Распространено такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Рекомендуемые мной игры направлены на подготовку детей 4—6 лет к изучению элементарной математике, поэтому я предлагаю перед тем, как посадить детей за парты, изучать математику или хотя бы одновременно с началом их обучения математике «поиграть» с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей. Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома или в детском саду в свободное от занятий время, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. На играх-занятиях с детьми я использовала логические задачи, задачи в стихах, занимательные задачки, различные математические игры. Дети с удовольствием играют в математические игры, запоминают графическое изображение цифры при помощи весёлых стихов. Правильно подобранные интересные стихотворения помогают детям легко запомнить и не путать такие цифры как 6, 8, 9. Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили больший объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Мы отвечаем на этот вопрос утвердительно. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применение метода обучения, способствующего ускорению интеллектуального развития – обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр. Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обучения. И эти результаты видны сразу в том, как месяц за месяцем улучшаются знания детей, расширяется мировоззрение. Так приятно видеть плоды своей работы! Б. Паскаль утверждал: «Наши знания никогда не могут иметь конца, именно потому, что предмет познания бесконечен». Стремление к профессиональному росту, непрерывному саморазвитию и совершенствованию – необходимые условия становления личности педагога.
|